* Трудовая миграция как политический ресурс…

собственная аналитика

 

Миграция сегодня стала глобальным явлением растущего масштаба и сложности. Многие страны мира теперь являются местом происхождения, транзита или назначения работников-мигрантов. Динамика трудовой миграции может оказывать огромное влияние на социально-экономическую ситуацию в странах происхождения, транзита или назначения мигрантов.

В последних трудовая миграция может способствовать омоложению рабочей силы, обеспечить функционирование трудоинтенсивных отраслей, таких как сельское хозяйство, строительство и личные услуги, стимулировать предпринимательство, поддержать работу систем социальной защиты, а также помочь в удовлетворении кадровых потребностей. В свою очередь, страны происхождения получают пользу в виде денежных переводов, которые мигранты отправляют на родину своим семьям, и в виде инвестиций, технологий и важнейших навыков, источником которых выступают вернувшиеся мигранты и сообщества соотечественников за границей. (из доклада Международной организации труда)

Картинки по запросу трудовая миграция кыргызстана

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества трудовых мигрантов из Кыргызстана регулярно посещающих Российскую Федерацию.

Проблематика:

1) рост «антимигрантских» настроений и актов насилия, в отношении трудовых мигрантов, в крупных городах субъектов РФ; 2) кыргызские трудовые мигранты озабочены своей безопасностью и своих семей; 3) попытка отдельных политиков привлечь голоса мигрантов в свою пользу.

Тенденция:

Преступления, которые совершают мигранты в России, могут обострить ситуацию в стране. Об этом заявил начальник Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД России Олег Ильиных. «Россия является вторым государством в мире по интенсивности миграционных потоков. Общее количество только официально поставленных на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в 2018 году превысило 17 млн человек», — сказал он. По его словам, этот факт накладывает на МВД РФ дополнительную ответственность.

«Совершаемые мигрантами преступления способны в одночасье обострить ситуацию в сфере межнациональных отношений. Яркий тому пример — это события в Якутске, где совершенное уроженцем одной из стран СНГ преступление повлекло за собой массовое выступление местных жителей», — сказал начальник ГУПЭ РФ.

Большинство наших мигрантов, по официальным данным Государственной регистрационной службы КР, выезжает в Россию — 540 тыс., далее идет Казахстан — 113 тыс. В Ю. Корее находится 15 тыс., Турции — 14 тыс., дальнем зарубежье — до 30 тыс. наших граждан. Ежегодно из страны уезжает до 50 тыс. граждан КР, по неофициальным в РФ может работать до 1 млн. жителей Кыргызстана.

Аналитика:

По моим прогнозам, такая тенденция не может не вызывать озабоченности. Увеличение общей массы кыргызских мигрантов в России рано или поздно сформируется как социальная группа, которая при соответствующем влиянии могут иметь политические предпочтения и влиять на результаты выборов как в Кыргызстане так и в крупных городах России. Не держать их в фокусе своего внимания для кыргызской власти было бы стратегической ошибкой.

Исходя из поступающей информации и изменения динамики отношений россиян к мигрантам, можно прогнозировать, что в течении 2019-2021 гг. в РФ могут повторятся акты гражданских неповиновений связанных с протестами ультраправой молодежи в отношении фактов правонарушений совершенных трудовыми мигрантами.

Сегодня внутри кыргызских диаспор в РФ и в политической среде Кыргызстана активизировались обсуждения вопросов касающегося состояния их  трудовых прав. Последние события в Якутии подтолкнули многих лидеров кыргызских диаспор поднять вопрос об обеспечении защиты их прав в рамках ЕАЭС. Сегодня внутри кыргызской диаспоры идет активная дискуссия о необходимости обеспечения защиты своих трудовых прав и личной безопасности на территории Российской Федерации. По поступающей к нам «инсайдерской» информации – отдельные  оппозиционные политики и члены парламента КР активизировали свою деятельность среди диаспор на территории РФ. По нашим прогнозам до конца 2019 года такая работа будет только усиливаться. Целью такой деятельности является намерение консолидировать мигрантов для последующего их использования как группы поддержки и их влияния на родственников оставшихся на родине. Вторым шагом такой работы может быть – формирования политических или «околополитических»  требований мигрантов к кыргызской власти: 1) это касается защиты их прав и обеспечения безопасности; 2) создание условий для возможности во время предстоящих парламентских выборов голосовать на местах их временного пребывания в РФ. Например, требование увеличить кол-во УИК в крупных городах РФ где есть большие кыргызские диаспоры.

Как прогноз мы видим риск политизации вышеуказанных вопросов и считаем целесообразным для власти стать самим драйвером  изменений в вопросе  защиты прав кыргызских трудовых мигрантов.

Пути решения: Принимая во внимание вышеуказанные тенденции, считаю целесообразным провести  обсуждение на государственном уровне по ситуации складывающейся с правами кыргызских трудовых мигрантов в странах ЕАЭС.

В данном контексте считаем необходимым главе государства  Сооронбаю Жээнбенкову стать драйвером повышения эффективности миграционной политики КР. Тем более президент в 2018 году на встрече с соотечественниками подчеркнул о вкладе трудовых мигрантов в экономику страны. Напомню, что президент КР впервые за время существования форума Соотечественников принял в нем участие. Сооронбай Жээнбеков тогда  отметил: «переводы от работающих за рубежом составляют треть ВВП страны – это около двух с половиной миллиардов долларов. Наша конечная цель – это создание полноценных условий для того, чтобы наши соотечественники могли достойно жить и работать, воспитывать своих детей в своей стране. Это одно из приоритетных направлений нашей государственной политики» .

В связи вышеуказанным, считаю целесообразным:

  • Разработку плана конкретных действий для обеспечения наших трудовых мигрантов к доступу охраны здоровья, образованию, защите от насилия, на пенсионное обеспечение и избирательному праву.
  • В рамках соответствующих соглашений и договоренностей между членами стран ЕАЭС провести мониторинг их исполнения касающиеся прав трудовых мигрантов из Кыргызстана.
  • Разработать концепцию  по расширению географии куда на законной основе могли бы выезжать наши граждане для работы. В рамках данной концепции начать работу по подписанию соответствующих договоров с другими государствами, испытывающими острый недостаток трудовых ресурсов, кроме тех, в которые уже выезжают наши граждане.
  • Правительству и ЦИК КР предусмотреть во время парламентских выборов 2020 года  увеличение УИК за рубежом до 100 участков.

Трудовые мигранты вынуждено находящиеся за пределами Кыргызстан должны почувствовать, что президент и правительство КР знает и занимается их насущными проблемами, в свою очередь снизит накал обеспокоенности наших трудовых мигрантов.

 

Мамасалиев Алишер  эксперт по госуправлению