* Власть. Политическая повестка 2019

собственная аналитика

Политическая повестка дня — это совокупность наиболее значимых политических вопросов, выстроенных в порядке приоритетности или очередности, требующих своего решения и реализуемые в публичном пространстве.

Какую политическую повестку может предложить на 2019 год «Белый дом», в контексте предстоящих парламентских выборов? Есть ли у  власти свое  видение  на  2019 год?

Проанализировав ряд документов и выступлений главы государства, а также ведущих политиков мы  приходим к выводу, что у кыргызской власти появились определенные контуры политической повестки дня на 2019 год. Вот некоторые из них:

  1. Двухсторонние инвестиционные проекты Кыргызстан-Россия (встреча С.Жээнбекова с В.Путиным) (28-29 март). Усиление присутствия РФ на таможенном контроле на границе КР с Китаем  в рамках защиты интересов членов Евразэс.
  2. Переформатирование правительства КР (февраль-апрель)
  3. Удержание политической стабильности в стране
  4. Изменение избирательного законодательства (март-июнь)
  5. Двухсторонние проекты Кыргызстан-КНР (встреча С.Жээнбекова с Си Цзиньпинем)( июнь)
  6. Начало многостороннего обсуждения разработки проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
  7. Кыргызстан-Индия( встреча С.Жээнбекова с Нарендры Модилом)(июнь)
  8. Подготовка к проведению саммита ШОС в  Бишкеке (апрель-июнь)
  9. Проведение саммита ШОС (14-16 июня)
  10. Политические каникулы(июль-сентябрь). Рефлексия политического процесса.
  11. Перезапуск социально-экономических программа правительства КР
  12. Подготовка к парламентским выборам (сентябрь -декабрь)

Вышеуказанные предварительные контуры повестки на 2019 год указывают нам, что «Белый дом» намерен реализовывать — консервативную политическую повестку. Целью такого конструкта могут являться:

1) достижение консенсуса с политическими элитами (группировками);

2) сохранение существующего «статус кво» в системе управления и принятия «страновых» решений;

3)при поддержки традиционных внешних партнеров(инвестиций Москвы и Пекина) обеспечение перезапуска экономических и социальных  программ правительства КР; 

4) усиление устойчивости вертикали власти;

5) подготовка (нормативная, административная и политическая) к парламентским выборам 2020. 

Пока еще время позволяет считаем целесообразным власти выработать и озвучить набор принципов с которыми она будет входить в избирательный цикл.  Для всех политических игроков, а это в основном политические партии,  очень важен факт — окончательного оформления политической повестки предстоящего избирательного цикла. Пока же как мы можем наблюдать политические партии находятся в режиме ожидания.

Предварительные контуры избирательного цикла были озвучены президентом Сооронбаем Жээнбековым 21 декабря  2018 году, они касались необходимости внесения изменений в избирательное законодательство КР. В частности речь шла о фиксированных партийных списках и чтобы избиратели могли голосовать персонально за отдельного кандидата в депутаты. Президент Сооронбай Жээнбеков озвучил и «дедлайн»  предполагаемых изменений, посоветовав депутатам Жогорку Кенеша  принять до ухода на летние каникулы законы, касающиеся следующих парламентских выборов. «Очень важно, чтобы все правила были утверждены за год до выборов», — подчеркнул Жээнбеков. «Все изменения в избирательное законодательство, все соответствующие законодательные нормы должны быть приняты и внесены за год до даты выборов. Правила игры должны быть четко определены и не подвергаться изменениям в ходе избирательного процесса. Для всех партий, принимающих участие в выборах, должны быть созданы одинаковые условия, нам необходимо обеспечить настоящую политическую конкуренцию», — сказал Сооронбай Жээнбеков, добавив, что партии после выборов не должны вносить изменения в списки своих кандидатов. Хотим напомнить, что действующее законодательство КР позволяет руководителям политических партий менять очередность своих партийных списков после подсчета голосов избирателей, что вызывает часто конфликты и судебные разбирательство между кандидатами и лидерами партий, пример тому итоги парламентских  выборов 2015 года .

Похожее изображение

Становится очевидным, что времени для переформатирование выборного законодательства  остается совсем мало, принимая во внимание то, что депутаты парламента уходят на каникулы в июле месяце, т.е.  практически на то, чтобы внести в Жогорку  Кенеш законопроект о внесении изменений в Закон о Выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР и  Закон о политических партиях КР остается всего 4 месяца. Причем данный пакет законопроектов должен пройти еще процедуру 3-х чтений.

Еще один немаловажный меседж  предстоящего избирательного цикла был озвучен Сооронбаем Жээнбековым в 2018 году на мероприятии, посвященном 80-летию Жогорку Кенеша: «- изменения в Конституцию Кыргызстана вноситься не будут.  Конституция за 25 лет изменялась 10 раз. Были отданы голоса за то, чтобы в нее не вносились поправки до 2020 года, но, несмотря на это, в 2016 году она была изменена еще раз. Поэтому с учетом волеизъявления народа я считаю, что необходимости изменения Конституции до 2020 года нет. Все дело не в Конституции, а в уважении законов. Сейчас стоят другие острые вопросы, такие как экономическое развитие, борьба с коррупцией» — заявил президент.

По данному вопросу мы солидарны с позицией президента — не трогать Конституцию КР до 2020 года и рекомендовали бы начать формирование публичных общественных площадок (рабочих групп), где представители политических партий и гражданского сектора могли бы начать обсуждение концепций и видения конституционной реформы.  Это было дало возможность к началу 2020 года иметь набор согласованных принципов и регламентов предстоящей конституционной реформы.

Аналитическая группа Pro-kg

Все права защищены. При частичном или полном использовании материалов сайта ссылка на pro-kg.ru обязательна.