* Каким был январь 2019? Фиксация политической ситуации.

собственная аналитика

Весна еще не наступила, а на площади уже дует ветер перемен и полное фиаско госаппарата…

Как мы и предполагали еще в сентябре 2018 года  политическая температура в Кыргызстане с 2019 года будет иметь тенденцию резкого повышения, но мы  даже не могли себе представить, что первый месяц 2019 года будет таким насыщенным на политические события. Это может нам демонстрировать, что весна 2019 года может стать беспрецедентной по своему политическому накалу и активности. Давайте рассмотрим и разберем основные политические  события произошедшие в период января 2019 года  последствия, которых обязательно отразятся на формирование политической повестки  на ближайшие три месяца(январь-март 2019).

1.Фиаско госаппарата. с 1 января 2019 года вступили в силу новые и измененные нормативно-правовые акты: — Уголовный кодекс КР, кодекс о проступках, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодекс, кодекс о нарушениях, законы о пробации и основах амнистии и порядке ее применения. Таким образом с этого года в силу вступают 5 новых кодексов и 2 новых закона. Данные нормативно-правовые акты были приняты еще, в апреле 2017 года года  подписаны президентом А.Атамбаевым и до декабря 2018 года Правительство КР должно было реализовать комплекс мер по подготовке и внедрению необходимых подзаконных актов  и провести информационную кампанию, чего сделано не было. Так как ни правительство ни местные органы власти не были готовы к исполнению новых законов то данный можно сказать глобальный для страны проект Правительством был полностью провален. Гражданское общество очень эмоционально встретила новые правила общественной жизни и раскритиковала деятельность власти.

Проблематика: Частая смена  премьер-министров и отставки кабинета министров привели к тому, что в государственной системе управления произошло размывание институциональной памяти. Субъекты в исполнительном органе меняются и новые руководители пришедший на смену ушедших как правило начинает свою деятельность  со смены кадров среднего звена управленцев, на которых в принципе и держится государственный аппарат, в результате этого потеряна преемственность государственного управления и теряется квалификация кадров.

Последствия и риски: Если в ближайший год два не решить данную проблему нам грозит  полная  потеря доверия у населения к  правительству КР и всему государственному аппарату. Принятые парламентом законы не будут в полной мере  исполнятся,  правительственные программы и президентские стратегии не будут реализовываться. В дальнейшем такая тенденция может привести разрушению государственной системы управления  и  как следствие потери унитарности государства. На сегодняшний день мы переходим в систему управления в «ручном режиме», когда ни исполнительные ни местные органы власти будут не  способны эффективно  исполнять свои прямые функции и вся тяжесть ляжет на институт президентства(аппарат президента КР), что уже имеет место быть в виде вынужденных обращений граждан напрямую к президенту. Как следствие такого развития сценария это увеличение  количества пикетов и митингов у Белого дома.

_________________________________________________________________________

2.Первые «весенние подснежники»:  Первый митинг в этом году прошел во время новогодних каникул 7 января 2019 года, когда 200 человек собрались на площади Ала-Тоо с требованием принять меры в отношении незаконной миграции граждан КНР находящихся на территории Кыргызстана. Как рассказали сами участники митинга идея проведения митинга была инициирована членами социальных групп по средствам «вотсапа».  Самое интересное, что во время митинга среди скопления людей  появлялись подготовленные  ораторы(женщины) с группой поддержки (3-5  молодых людей), которые высказывали критические заявления и оценки по деятельности президента Сооронбая Жээнбекова.  Данными заявлениями они пытались  внести на повестку митинга вопрос об оценки деятельности президента С.Жээнбекова, но большинство митингующих эти инициативы не поддержало.  По итогам митинга было принято решение провести санкционированный митинг уже 17 января когда члены парламента и правительства вернутся из новогодних выходных.   После завершения митинга на площади Ала-Тоо часть митингующих направилась к зданию ОТРК, где с митингующими встретился глава телеканала Илим Карыпбеков.

Картинки по запросу антикитайский митинг в бишкеке
фото Borbor.kg

Проблематика: Антикитайское настроение в Кыргызстане не были спонтанными их начало было замечено еще в 2015 году, когда молодежные активисты поднимали вопрос о неконтролируемой трудовой миграции граждан КНР на территории Кыргызстана.  Последние события были связанные с ростом антикитайских настроений связанных с событиями в Китае. В 2018 году властями поднебесной начались применением властями КНР репрессивных мер против мусульман  казахской и кыргызской национальности в Синьцзян уйгурской автономной области.

Последствия и риски: Болезненная тема, может стать катализатором для консолидации  ультраправых молодежных организаций и использования их третьими силами, в данном случае это могут быть оппозиционно настроенные силы а также, внешние игроки. Кыргызстан может стать полигоном противостояния  влиятельных внешне политических игроков как КНР, Россия, США и Турция.

________________________________________________________________________________

3.Чужая повестка может испортить отношения с Китаем: 9 января президент Сооронбай Жээнбеков был вынужден прокомментировать нарастание в кыргызском обществе «анти китайских» настроений. В ходе встречи с жителями Сокулукского района, напомнив о том, что 7 января на центральной площади Бишкека прошел антикитайский митинг,  президент выразил беспокойство, что тем самым мы можем испортить отношения с нашим стратегическим партнером — Китайской Народной Республикой. Сооронбай Жээнбеков отметил, что Китайская Народная Республика предоставляет гранты и кредиты в соответствии с достигнутыми между двумя странами соглашениями, а то, как используются эти средства — внутреннее дело государства.

Проблематика: Антикитайская тема была лишь катализатором митинга, целью авторов данной акции было — продемонстрировать «Белому дому» что они способны выводить людей на митинги. Президент С.Жээнбеков был вынужден комментировать антикитайскую тематику для внешних субъектов, и продемонстрировать, что он контролирует ситуацию. В контексте того, что очередной саммит ШОС пройдет 14-15 июня 2019 года в Бишкеке, и в рамках саммита планируется государственный визит лидера КНР Си Цзинпина такогов нашу страну, такого рода акции не приносят пользу внешнеполитическому имиджу Кыргызстана.

Последствия\риски: Митинги это негативное позиционирование главы государства в глазах соседних государств партнеров по региону (Евразэс, ШОС). Нестабильная политическая ситуация в стране может затормозить реализацию запланированных на 2019-2020 года инвестиционных проектов. Повторение локальных митингов на местах или повторение в столице на площади, но с участием большого количества людей. Возможные столкновения и акции неповиновения. Те кто лоббирует антикитайскую повестку хорошо понимают, что это тема может стать «болевой точкой» для «Белого дома» и преднамеренно на нее нажимают.

________________________________________________________________________________

3. Эффект выброшенной косточки: 15 января член исполнительного комитета «Курултая политических сил» Азимбек Бекназаров заявил о необходимости лишения русского языка статуса официального языка путем проведения референдума. Данное заявление политика вызвало в публичном пространстве и СМИ оживленные дискуссии.

Проблематика: Представители СМИ часто не понимают или делают это преднамеренно, что в погоне за «хайпом» они выступают как инструмент манипулирования общественным мнением. Этот эффект называется эффектом «выброшенной косточки» когда политические субъекты делают неоднозначные заявления по «болевым точкам»  задачей, которой является  запустить оживленную дискуссию  для собственного публичного позиционирования (напоминания о себе).

Последствия и риски: Такого рода заявления будут повторятся со стороны политиков оставшихся за бортом системы государственного управления. Это будет болезненно восприниматься населением в особенности людьми старшего поколения, раздражать общество, увеличивать критику в адрес властей, -» что они не способны навести порядок» в стране.

________________________________________________________________________________

4.Параллельные площадки порождают проекты. 15 января представители так называемого “Народного Курултая” презентовали свой законопроект по конституционной реформе. В проекте отражены семь вопросов и проект референдума по проведению конституционной реформы, которые они предлагают  провести 24 ноября 2019 года. В частности в проекте, были представлены  такие пункты, как «Изменение  Конституции», «Выбор формы государственного управления», «Определение системы по выбору депутатов Жогорку Кенеша», «Административно-территориальная реформа» и так далее.

Проблематика:  Так как «7-й этаж Белого дома» публично не формирует собственную повестку по изменению законодательства выборного процесса или делает это с опозданием, политические партии и другие политические площадки начинают брать инициативу в свои руки.

Последствия и риски: Могут появится несколько проектов реформирования выборного законодательства или к примеру проект новой Конституции, что создаст предпосылки для  «соревнований» проектов.  Появятся группы несогласных с проектом оппонента, которые будут критиковать проект другой стороны,  и т.д.

________________________________________________________________________________

5. Антикитайский митинг или «Разведка боем»: 17 января на площади Ала-Тоо собрались около 300 человек в основном молодежь с тремя требованиями: проверить все предприятия где собственниками являются граждане КНР; ввести мораторий на выдачу гражданства КР всем иностранцам, кроме этнических кыргызов; проверить целесообразность взятых кредитов у КНР и выяснить, на что их потратили? О проведении митинга на площади столицы было известно заранее, в  социальных сетях  упорно муссировались слухи, что к акции имеет отношение экс-президент Алмазбек Атамбаев. Однако организаторы митинга заявили, что они не имеют отношения к команде Атамбаева.  В итоге когда митингующие попытались пройти к Белому дому митинг оперативно был разогнан силами сотрудников милиции.

Проблематика: Безработная молодежь продолжает оставаться основной силой при организации митингов и акций протестов.  Оппоненты власти уже начинают «зондировать почву»: тестируют и  проверяют реакцию властей на те или иные действия митингующих. Митинг к сожалению по сей день в Кыргызстане остается наиболее эффективным средством политического позиционирования. Президенту Атамбаеву в свое время  с трудом удалось локализовать данную проблему путем ареста организаторов оппозиционного митинга, который проходил 3 октября 2012 года тогда за попытку захвата «Белого дома» были арестован и осужден один из лидеров  оппозиционной депутатской фракции «Ата-Журт»  Камчыбек Ташиев. Тогда митингующие выходили с требованием пересмотра мирового соглашения между правительством КР по проекту Кумтор. «Белому дому» необходимо идти на опережение  и более активно позиционироваться и предлагать собственную  политическую повестку, стать локомотивом политических проектов.

Последствия и риски: Становится очевидным, что данный митинг был «первым звонком» и митинги по всей видимости будут повторяться под разными лозунгами (Конституционная реформа, Кумтор, освобождение политзаключенных, роспуск парламента и др.).  Оппозиционные группы к весне 2019 года планируют начать активное позиционирование в рамках начала подготовки к парламентским выборам 2020 года.

________________________________________________________________________________

6. Борьба за бренд. 19 января глава движения “СДПК без Атамбаева” Сагынбек Абдрахманов заявил для прессы, что члены данного движения дали полит совету партии СДПК неделю на созыв внеочередного съезда, а иначе они дату съезда назначат самостоятельно.

Проблематика: Становится понятным, что основной задачей авторов “Движения”  заключается в том чтобы всеми возможными способами не допустить А.Атамбаева пойти на парламентские выборы с брендом СДПК. То, что сегодня происходит между «Движением без Атамбаева» и самим Атамбаевым является  борьбой за бренд.

Последствия: По всей видимости все закончится судебным разбирательством, которое одна из сторон постарается затянуть вплоть до 2020 года до начала избирательной кампании.

________________________________________________________________________________

7.Футбол консолидируют страну. Сборная Кыргызстана по футболу впервые в истории пробилась на Кубок Азии, который стартовал 5 января 2019 года в ОАЭ. Игра нашей  сборной с хозяевами кубка  хоть и не принесла нам победу зато продемонстрировала  нам самим, что мы все нам, что мы умеем не только играть достойно на мировом уровне но и болеть и поддерживать наших спортсменов. Президент Сооронбай Жээнбеков посчитал необходимым не только лично принять членов сборной в «Белом доме», но и отметить их наградами.

Картинки по запросу футбол жээнбеков

Проблематика: Большой футбол во всем мире это удел развитых стран поскольку за каждым успехом футбольных сборных на мировых кубках стоят огромные ресурсы и развитая инфраструктура. В нашем случае нужно отдать должное известному общественному деятелю Аскару Салымбекову за поддержку и развитие отечественного клубного футбола.

Последствия: Политика обладает уникальным свойством она проникает везде, дом, работа и даже семья помимо чьей-либо воли. Действительно, если рассматривать политику как процесс управление обществом, то очень трудно найти такую вещь, которая была бы от неё отделена. Не обошли  кыргызскую политику и футбол — хотя спорт старается дистанцироваться от государственных дел, но политики увидели в нем свои преимущества.  Если правильно использовать футбольную фишку и поддерживать развитие футбола в Кыргызстане, то власть может привлечь в свои ряды  большое количество активной молодежи.  У футбола и политики еще много точек соприкосновения. Часто политики владеют футбольными клубами — вспомните Берлускони и Желько Ражнатовича. Иногда выигрыш на поле становится для нации новым толчком в развитии — так было после победы на Чемпионате мира 1954 года с Германией.

________________________________________________________________________________

8. Старики в парламенте раскатали молодых. 30 января в парламенте прошли выборы члена наблюдательного совета НТРК  нынешний его состав  был избран в 2017 году и состоит он из 15 членов. Согласно закону, пятерых из этого числа назначает президент, вторую треть парламент и оставшихся пять человек предлагает гражданское сообщество.  Казалось бы рядовой, процедурный вопрос  стал причиной новой волны для  критики депутатов парламента.  Наединственное вакантное место в Наблюдательном совете были выдвинуты кандидатуры Маркабая Ааматова, Чынары Капаровой, Атыркуль Сарыбаевой, Мирбека Мурзабекова и Нургазы Мусаева. В начале рассмотрения данного вопроса депутаты большинством голосов избрали журналиста Ч. Капарову однако через манипуляции и долгиe споры данное решение через три часа было снято с обсуждения и депутатам пришлось голосовать повторно и в итоге чего большинство голосов набрала Атыргуль Сарыбаева.

Проблематика: Депутатские фракции перестали исполнять свою функцию — представления  позиции и интересы своих избирателей.  В таких ситуация лидеры депутатских фракций должны позиционироваться и аргументировать свой выбор. К сожалению  парламент еще раз продемонстрировал полное отсутствие  политической воли, заинтересованности  и самостоятельности, 90% депутатов практически  стали инструментом для принятия нужных решений.

Риски:  Отсутствие внутри парламента реальной оппозиции создает все предпосылки для формирования реальной оппозиционной площадки вне стен парламента, так называемой внесистемной оппозиции. Власть делает большую ошибку полностью нейтрализую любую альтернативную повестку внутри Жогорку Кенеша, как показывает историческая практика формирование оппозиции вне стен парламента приносит «7-му этажу» куда серьезнее проблемы  чем парламентская оппозиция. 

 

P/SРазмывание госаппаратa — дорога к потери государственности. По ново введенным Кодексам, по ОСАГО, по переформатированию Кыргызхолдинга и др. проектов правительство КР после внедрения своих же инициатив под нажимом общественной критики зачастую «дает задний ход».   Из за перманентных смен членов кабинета министров, ухода из системы специалистов, постоянного форматировании «страновых» стратегий государственный аппарат постепенно теряет свое легитимное право на формирование общественных правил  и права на легитимное насилие. Для государственной машины это будет иметь разрушительные последствия, народ видит, что власть перестала быть компетентной, она по своему интеллектуальному содержанию стоит не выше общества, а наоборот опустилась вниз. Если данный процесс не остановить это приведет к полному разложению системы государственного управления, народ перестанет подчинятся законной власти и соблюдать законы, следующий шаг это потеря государственности.

Аналитическая группа Pro-kg