* Как работают социальные лифты в Кыргызстане..? часть-1

собственная аналитика

У нас только ленивый оппозиционер  не говорил о проблемах кадровой политики Правительства Кыргызстана. Поскольку наша публичная политика больше строится на слухах и догадках, то очень трудно понять, чем мотивировано то или иное кадровое решение «Белого Дома».

Если с первым эшелоном политиков более или менее все понятно, по каким критериям люди попадают в «белый» список, то с более молодыми управленцами и гос служащими — как работают  в Кыргызстане социальные лифты пока все очень туманно.

Система социальных лифтов, по мнению участников дискуссии хорошо работала в Советском Союзе — тогда каждый школьник знал, что вначале надо вступить в комсомол, выучиться в техникуме, пойти работать на завод, закончить институт, вступить в партию. Наиболее удачных управленцев затем с мест приглашали в министерства и ведомства. Также наиболее распространённым лифтом при союзе была армия, молодой парень из далекого горного аула уезжал на два года, кто на Урал, кто в  Германию,  получал новые навыки, учил язык, другую культуру, знакомился с людьми из разных республик короче проходил полный этап социализации.

Нынешние же министры и Акимы-то директорами заводов никогда не работали, а потому и слабо понимают, по каким управленческим законам живет страна за стенами их родного ведомства. Отсюда – у нас в стране масса непрофессиональных решений как следствие народ выходит на митинги.

Воспитание кадров — вопрос более чем болезненный. Большинство наших  социальных лифтов поднимает ту молодежь, у которой лифтами владеют папы, дяди и тети. Других реальных схем нет, выпускники ВУЗов не знают, куда идти, где искать этот социальный лифт, и в итоге плавно высеиваются в качестве молодежных активистов, волонтеров НПО, торговцев  и бандитов.

Картинки по запросу социальный лифт

В публичной политике кроме госслужбы, теоретически в Кыргызстане существует еще  несколько лифтов, которые так или иначе дают возможность молодым политикам и активистам передвигаться вверх по социальной иерархии.

1)      Кадровый резерв  Правительства.

В Правительственной системе подбора кадров даже в среднем звене на уровне  заведующих отделов и их замов практически всегда делается упор на такой критерий как «свой» или «чужой». Какими бы выдающимися  способностями  ты не обладал,  если ты не входишь в «обойму», максимум  что тебя ждет в отделе кадров: — возьмут на заметку. Такой лифт считается номинальным, и выполняет функцию  необходимого атрибута, поскольку  если есть аморфная кадровая политика, то и должна соответственно быть бутафория в виде всяких конкурсов на вакансии в госслужбе. Многочисленные выпускники ВУЗов, куда-то должны ходить со своими дипломами и естественно должны пройти этот этап жизни, потери всяких иллюзий о том, что он сам своими силами  может стать государственным служащим.

2)      Неправительственные организации и молодежные движения.

Неправительственные организации (НПО)  в Кыргызстане это один из реально работающих социальных лифтов, которые дают возможность молодым людям  пройти тернистый путь от начинающего стажера до координатора собственного проекта. Немало молодых лидеров неправительственного сектора, в дальнейшем перешли в публичную политику и успешно продолжают удерживать свои позиции.

Молодежные движения также являются работающим лифтом для молодых граждан, не имеющих за спиной ресурсов для возможности изменения своего социального статуса. В свое время представителями молодежного движения «Кел кел» были инициированы законодательные лифты. В  Кодексе о выборах Кыргызской Республики этот лифт прописан как квота для молодежи   в выборных органах власти, наличие молодых граждан в парламенте до 35 лет должно быть обеспечено 15%.

3)      Правящая партия и выборы (обойма)

Одна из главных миссий политических партий после того как партия пришла к власти является это рекрут  молодых и перспективных кадров. На выборах в Бишкекский городской кенеш в 2016 году данный социальный лифт  на практике показал если ты реально обладаешь лидерскими качествами и твое мнение интересно обществу, то ты можешь быть востребован в партийные списки. Возрастной состав нынешнего городского кенеша и наличие  новых лиц   тому подтверждение. Партия СДПКа и Республика которая на тот момент была одной из правящих  реально «затягивали» в свои списки представителей молодежи из бизнеса, некоммерческого сектора и социальных сетей.

Хотя существует мнение, что партия никогда не была особым лифтом, она скорее была механизмом легитимации уже существующего статус-кво. То есть человек уже чего-то добился, денег заработал, и дальше он, демонстрируя готовность подчиняться каким-то общим правилам, берет и вступает в  партию которая  реально «рулит». Не стоит забывать, что данный лифт имеет такой недостаток как слабую устойчивость, так как такой лифт как «правящая партия»  может вас не только  поднять выше, но и опустить  вниз, как это было со многими членами партии Ак-жол.

4)      Оппозиция (оппозиционные движения, партии)

Две революции 2005 и 2010 гг.  свидетельствуют о том, что оппозиция в Кыргызстане не является искусственным атрибутом публичной политики. Оппозиция не только может участвовать в выборах и иметь собственные ресурсы она может и незаконно приходить к власти и потом легализовать себя через соответствующие процедуры. Сегодня в оппозиции быть почетно, поскольку можно делать себе пиар, ругая и критикуя власть, а поводов для этого предостаточно. Кроме того оппозиционный статус для многих политиков играет роль «зонтика» от нападок Генеральной прокуратуры, поскольку любое уголовное дело за старые «косяки» можно преподнести  в СМИ как  политическое преследование властей. Оппозиционный лифт можно считать работающим, им пользуются умелые люди у нас давно и, как правило, сопровождается  переходом из одного лифта на другой, поскольку каждый лифт имеет свою верхнюю планку, какой то поднимает до 3-го этажа, другой лифт может поднять вас и на 7-этаж Белого дома.

 

вторая часть  данного материала будет опубликована 19 декабря 2018 на сайте pro-kg     

 

Добавить комментарий