* Послание Сооронбая Жээнбекова: читаем между строк…

собственная аналитика

Я хочу прокомментировать сегодняшнее послание президента Сооронбая Жээнбекова, которое было адресовано парламенту, правительству и всем гражданам Кыргызстана.

Нужно отметить сразу, что такого рода тезисное послание президента было ожидаемо, поскольку я в своем интервью от 29.05.18 буквально сказал, что избранный глава государства должен иметь собственную «дорожную карту» как минимум на 6 лет, на срок своих президентских полномочий.

Президентские послания в системах, где существует реальная публичная политика дают возможность всем субъектам политического пространства, в том числе экспертному сообществу и внешним наблюдателям так сказать «сверять свои  часы». В свою очередь это дает возможность аналитикам  прогнозировать или моделировать возможные сценарии развития политической ситуации в стране, в краткосрочном видении.

В данном случае, возможные сценарии развития формируется не для того, чтобы выработать на их основе рекомендации, для нас  они будут тестовыми, для определения той методологии, которая применяется аналитиками и экспертами президентского аппарата.

Структура послания.

Выступление президента состояло из 4 основных глав:

  1. Текущая страновая тенденция, существующие вызовы государственного управления;
  2. Какой должна быть страна, что необходимо сделать (концептуальные цели и задачи органов власти);
  3. Тренды предстоящего политического сезоны 2018-2019 (чего нам ждать?);
  4. Приоритеты президента КР С.Жээнбекова (концептуально).

Какова была цель выступления?

  1. Презентация собственного видения: Президент обозначил концепцию своей будущей «дорожной карты», ее проект будет обсуждаться на площадке Национального совета по устойчивому развитию КР. Существует рабочая группа, которая начала разработку проекта президентской 6 летней программы «2018-2023».
  2. Позиционирование: Обращаясь к парламенту, правительству и гражданам Кыргызстана президент С.Жээнбеков призвал всех представителей ветвей власти консолидироваться вокруг национальных проектов, тем самым дав понять, что точка принятия решения будет оставаться на «7-этаже Белого дома» (аппарат президента);
  3. Подал сигнал. В преддверии завершения очередного политического сезона глава государства обозначил политические  тренды, тем самым дав понять, что ситуация под контролем.

Чего ожидать?

  1. Правительство. Ожидаемого многими политическими субъектами изменения структуры правительства по всей видимости не состоится, президент решил не осложнять себе ситуацию, поскольку  это сложный механизм с возможными политическими последствиями. Можно с уверенность сказать, что персональный состав правительства частично будет изменен для нейтрализации регионального дисбаланса.
  2. Парламентские выборы 2020. До октября 2019 года будет внесены изменения в Закон о выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша КР. Поскольку это конституционный закон и он имеет определенные процедуры прохождения в парламенте и временные рамки, а также принимая во внимание то, что у каждой парламентской фракции есть своя позиция по данному вопросу, то это будет сделать не так просто. В свою очередь это даст толчок к оживлению деятельности политических партий как в парламенте, так и вне его, а также активизации политиков центристов, стремящихся попасть в следующий состав парламента. Вообще нужно отметить, что следующий политический сезон (сентябрь 2018 — июнь 2019) будет отмечен активизацией внутриполитической ситуации и усилением оппозиционной риторики в адрес президента Сооронбая Жээнбекова. В рамках такого сценария интересным выглядит ситуация внутри фракции СДПК, поскольку и президентской команде, и самим членам фракции СДПК необходимо будет четко определиться, в каком фарватере будет продвигаться на парламентских выборах партия СДПК? Если СДПК идет на выборы под флагом Атамбаева это один сценарий, а если СДПК решит идти под флагом Жээнбекова то это уже другой сценарий и итог парламентских выборов 2020.
  3. Развитие регионов. Становится очевидным, что программа развития регионом может стать базовой в президентской 6-ти летней стратегии развития Кыргызстан, поскольку по инициативе С.Жээнбекова создается рабочая группа куда войдут представители всех ветвей власти для координации и запуска проектов по институциональному развитию регионов Кыргызстана.

Общий фон.

 

У меня сложилось впечатление, что риторика президента была также адресована и политическим группировкам, которые после президентских выборов остались «за бортом» и сейчас находится в режиме ожидания. Если это так, то в перспективе в системе управления можно ожидать перегруппировку региональных элит.

Что касается самого текста послания, по всей видимости экспертная группа, которая готовила данный документ сильно не утруждала себя, в порождении новых смыслов, поскольку отдельные части его содержания  – это программные тезисы, которые раннее уже озвучивались с высоких трибун, или же этот доклад готовили одни и те же люди.

В любом случае я хочу надеется, что такого рода президентские послания в стенах парламента станут  для нас традиционными, они нам нужны, это требование времени и нашего политического устройства где парламент должен быть субъектом публичной политики, а не наоборот.

Мамасалиев Алишер Pro-kg