* Шесть месяцев президентства Сооронбая Жээнбекова: что изменилось?

собственная аналитика

Институт президентства — базовый  в системе политической власти Кыргызстана,  именно президент на сегодняшний день обладает наибольшими полномочиями и влиянием на выстраивания политической конфигурации.

Шесть месяцев президентства Сооронбая Жээнбекова это 10% его 6 летнего президентского срока, этого вполне  достаточно, чтобы предположить, что же нас всех ждет в ближайшие годы. Официальная риторика президента Жээнбекова лишена эмоциональности и субъективного позиционирования, в сравнении с экс-президентом Атамбаевым он выглядит более консервативным и умеренным. После политического банкротства молодых либерал реформаторов  команды Сапара Исакова, такое позиционирование воспринимается в обществе с надеждой на устойчивость.   Своим главным приоритетом С.Жээнбеков обозначил тотальную борьбу с коррупцией,  что было давно востребовано и сразу поддержано  электоратом.

Если убрать новостной контент СМИ и взглянуть на все происходящее на политическом пространстве Кыргызстана с высоты птичьего полета, то мы можем обнаружить следующую картину:

Что изменилось?

  • Политическая конфигурация: после злополучной и наделавшей достаточно много шума пресс-конференции(31.03.18) экс-президента Алмазбека Атамбаева проведенная сразу после его избрания председателем партии СДПК,  где Атамбаев неожиданно обрушился с эмоциональной критикой в адрес президента Сооронбая Жээнбекова  внутренняя, политическая конфигурация в КР изменилась на 180*. Президент Сооронбай Жээнбеков из статуса правопреемника Алмазбека Атамбаева уверенно переформатировался, в новый для себя статус: статус политического оппонента Атамбаева со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • «Решалы» ушли: политические тяжеловесы (Абдиль Сегизбаев, Фарид Ниязов, Икрам Ильмиянов, Сапар Исаков, Индира Жолдубаева и др.) ангажированные Атамбаевым, за последние 100 дней были отправлены в отставку  или на них были возбуждены  резонансные уголовные дела.
  • Жогорку кенеш «переобулся»: впервые за последние четыре года на сессии Жогорку Кенеша  депутатами были открыто высказаны громкие заявления о сложившейся политической ситуации в стране, о  необходимости пересмотра политически мотивированных уголовных дел, где фигурантами являются ряд известных, оппозиционных политиков (Омурбек Текебаев, Аида Салянова, Садыр Жапаров, Канат Исаев и др.). Парламентская комиссия  по реконструкции ТЭЦ выявила ряд системных нарушений в ходе оформления и нецелевого использования кредитных средств при непосредственном участии экс премьер-министров (С. Исакова и Ж.Сатыбалдиева) и ряда экс министров приближенных к А.Атамбаеву, по итогам которой были возбуждены уголовные дела.
  • Выравнивание внешней политики: после своей инаугурации Сооронбай Жээнбеков провел дипломатический вояж, в страны являющиеся стратегически важными для позиционирования Кыргызстана в регионе. Новый президент КР посетил Узбекистан, Казахстан, Россию и Турцию где успешно провел встречи с главами государств, тем самым сняв дипломатических накал и неопределенность сформировавшуюся за последний год президентства Алмазбека Атамбаева.
  • Новая оппозиция: начавшееся противостояние Сооронбая Жээнбекова и Алмазбека Атамбаева создало предпосылки для появления в публичном пространстве Кыргызстана – новой (параллельной) оппозиционной площадки, где оппозиционная повестка формируется  вокруг персоны Атамбаева и его команды. Как уже отмечали многие эксперты, данная оппозиционная площадка имеет достаточно ресурсов не только в финансовом плане, но и экспертном и даже административном, поскольку еще ни мало ставленников экс-президента А.Атамбаева и бывшего премьер-министра  С.Исакова остаются  во властных структурах Кыргызстана, даже на «7-м этаже» их еще  предостаточно.
  • Некогда оппоненты объединились против Атамбаева и Ко: сегодня можно наблюдать очень интересные процессы происходящие в политическом пространстве Кыргызстана. С одной стороны мы видим, что оппозиционные, центристские группы, гражданский сектор и даже представители независимых СМИ консолидировались против экс-президента Атамбаева и по мере необходимости «подкидывают уголек» для поддержания необходимой температуры. С другой стороны идет латентный процесс  усиления  президента Сооронбая Жээнбекова и ему стараются пока  прощать или «не видеть» тех первых, тревожных сигналов  связанных с отдельными политическими назначениями и активностью приближенных ему депутатов.   Нужно отметить, что  такая стратегия объединения разных групп против  кого-то конкретно, а ни вокруг идеи или согласованного проекта  имеет свои временные рамки и такая ситуация продержится не долго.

Что осталось как и прежде?

  1. Точка принятия решения осталась на 7-м этаже БД: напомню, мы уже больше года живем с измененной Конституцией (Референдум 2016) и уже как пять месяцев в силу вступили поправки  усиливающие полномочия премьер-министра. По задумке  авторов  (Атамбаева и Ко)  новые поправки должны были сформировать и укрепить политическую конфигурацию где «Премьер + коалиция большинства» становились  реальными политическими субъектами, а Президент с Советом по безопасности переходил  в статус политического арбитра и куратора по вопросам национальной безопасности. Хотя «новая» Конституция уже вступила в силу, но президент  Сооронбай Жээнбеков пока не спешит избавляться от «атамбаевской» конструкции  управления, где точка принятия решения была и пока остается в  его президентском аппарате.
  2. Кандидатура премьер-министра спускается с 7-го этажа: практика еще апробированная экс-президентом К.Бакиевым, когда на кресло главы правительства «спускался» проверенный временем руководитель президентской администрации  была продолжена и нынешним главой государства Сооронбаем Жээнбековым. Депутатским фракциям ничего не оставалось, как и прежде  единогласно проголосовать «За» кандидатуру нового премьера. Не нужно быть пророком, чтобы понимать, что влияние Сооронбая Жээнбекова на деятельность и состав «нового» правительства будет доминирующим.
  3. «Дорожная карта» Атамбаева: После ухода экс президента А.Атамбаева  государственная система продолжает двигаться по вектору заложенной в «НСУР 2017-2023» автором, которой является А.Атамбаев и его команда. Хотя содержательность самой НСУР оставила за собой не мало вопросов, все обозначенные в НСУР ценности и приоритеты этой президентской стратегии всегда будут восприниматься обществом и политическими элитами  как продукт АША. Рано или поздно команда АША  это «обыграют» в свою пользу и в данном случае цель такой долгосрочной стратегии «2023 и 2040», это желание  позиционировать А.Атамбаева как единственного родоначальника  становления кыргызского «парламентаризма» на подобии Ататюрка.  Именно по этой причине А.Атамбаев очень болезненно и эмоционально отреагировал ( пресс-конференции 31.03.18) на  попытку «без его спроса» внести изменение в его стратегию, поскольку НСУР в данном случае является для АША базой или фундаментом  его позиционирования как «единственного президента», который запустил фундаментальные, политические изменения в Кыргызстане. Очевидно команде С.Жээнбекова  сейчас не до концептуальных  вещей и долгосрочных стратегий, которые нужно отметить имеют эффект мины замедленного действия.

Нет необходимости сравнивать Сооронбая Жээнбекова с уже ставшим у нас популярным армянским премьер-министром Николо Пашиняном, вопрошая: — а, что сделал «наш» за шесть месяцев своего президентства? Необходимо понимать, что условия «захода» и выдвижения этих двух политиков  на политический Олимп были диаметрально разными. Но «наш» сделал, то чего мы еще три месяца назад даже в самом радужном сне не могли себе и  представить, он «шатнул»  Атамбаева и весь его политический «авторитет»  державшийся на репрессиях ГКНБ, Генпрокуратуры и ручных судах. Почти вся «атамбаевская» команда отправлена со скандалами в отставку или являются главными фигурантами в уголовных делах. Это все так стремительно происходит, что мы даже не успеваем все это осознанно переварить…  Но было бы глупо и не разумно на этом успокаиваться и хлопать Ему в ладоши, гражданское общество должны требовать  системных и необратимых преобразований,  нужно формировать новую политическую повестку, пока еще есть возможность и ситуация это позволяет, поскольку через пол года будет уже поздно, через полгода все уже «устаканится», а победитель заберет себе все, так у нас было всегда…

И что самое важное. Не нужно недооценивать А.Атамбаева…  он гений в проектах «разрушения», если он смог не имея сегодняшнего статуса экс-президента и нынешних своих ресурсов  «шатнуть» в свое время Акаева и Бакиева, то  сегодня он гораздо сильнее  чем был в 2005-м и 2010 годах…

 Алишер Мамасалиев