* Об официальном визите Ислама Каримова в Китай…

События

На днях завершился официальный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Китай, в ходе которого стороны подписали соглашения на сумму более 6 млрд долларов США.

Если вспомнить, что в ходе прошлогоднего вояжа председателя КНР Си Цзиньпина по странам Центральной Азии в Ташкенте также были подписаны контракты на 15 млрд долларов США, то, несомненно, можно сделать вывод, что Поднебесная стала главным партнером Республики Узбекистан. К слову, Узбекистан намерен в следующем году экспортировать в КНР до 10 млрд кубометров газа в год, по сравнению с нынешними 6 млрд кубов «голубого топлива».

Как сообщает китайская пресса, китайский лидер охарактеризовал отношения между станами как «превосходные» и подчеркнул, что сейчас нужно сделать упор на строительстве и эксплуатации ветки D газопровода Китай – Центральная Азия, а также активно продвигать проект железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

Напомним, что экспорт газа в КНР из стран Центральной Азии начался в конце 2009 года и составлял 30 млрд кубометров в год. До июня 2014 года полноценно действовали две «трубы» (А и В), протянутые в Китай из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан (газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, ТУКК).

В декабре 2011 года Узбекистан и Китай приступили к строительству третьей ветки – С газопровода Центральная Азия – Китай проектной мощностью 25 млрд кубометров газа в год. Финансирование проекта стоимостью 2,2 млрд долларов осуществлялось за счет кредитов Госбанка развития Китая, а также прямых инвестиций Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC).

Ветка С начинается на границе Турк­менистана и Узбекистана, проходит по территории Казахстана (параллельно с ветками А и В), и заканчивается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР), где она соединяется с третьей линией внутреннего китайского газопровода Запад –Восток.

Первоначально планировали, что ее закончат к концу 2014 года, однако получилось в лучших советских традиция: сдали раньше срока в июне этого года. Предполагается, что к концу 2015 года третья очередь газопровода C вый­дет на запланированную мощность в 25 млрд кубометров в год, а общий объем поставляемого газа в Китай по трубопроводу Центральная Азия – Китай увеличится с нынешних 30 до 55 млрд в год. При этом в новый газопровод C будет поставлять газ Туркменистан (10 млрд), а также Узбекистана (10 млрд) и Казахстана (5 млрд).

Что касается ветки D, о которой сказал Си Цзиньпин, то эта линия газопровода пойдет из Туркмении через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, и ее планируется ввести в строй в конце 2016 года. Страны-транзитеры доступа к газу не получат, но будут получать приличные деньги за транзит. Финансирует строительство также Китай.

«Линия D может добавить еще 25 млрд кубометров, что приведет общую мощность системы к 80 млрд кубометров к 2020 году», – говорилось ранее в сообщении китайской компании CNPC.

Второй глобальный проект, который лоббирует Китай, – это строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Этот проект китайские власти вынашивают с конца прошлого века. Возможны два варианта маршрута: Кашгар (СУАР) – Ош (Киргизия) – Андижан (Узбекистан) или Кашгар – Джалал-Абад (Кыргызстан) – Андижан.

Далее – выход на железные дороги Туркмении, и оттуда магистраль уходит на территорию Ирана, потом в Турцию и через морские порты и железнодорожные паромы соединяется с европейской частью. Пока этот проект, прямо скажем, не получил полного одобрения в экспертном сообществе, да и в Кыргызстане к нему относятся с опаской.

Власти Киргизии опасаются, что новая железная дорога, по сути, поделит Кыргызстан на две части и усилит позиции Китая. Кроме этого, если проект будет реализован, то он составит конкуренцию Транссибирской магистрали России и железной дороге из Китая в Казахстан, что не радует Россию и Казахстан.

Так что, пока рано говорить, что Китай преуспел в реализации проекта железной дороги и обрел союзников, но переговоры с Исламом Каримовым показывают, что Поднебесная не собирается отказываться от своих планов создания железнодорожной магистрали.

Более того, планы Пекина однозначно поддержал Ислам Каримов, который заверил китайскую сторону, что Узбекистан «приложить все силы для обеспечения своевременного завершения строительства газопровода Центральная Азия – Китай, ускоренного продвижения проекта железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай», и выразил надежду на дальнейшее расширение двусторонних связей и инвестиции китайских предприятий.

Если резюмировать все эти заявления и контракты, то можно констатировать, что, с одной стороны, Китай страхует себя от последствий возможных экономических кризисов и обеспечивает стабильный рост занятости своего населения, а Узбекистан, в свою очередь, наглядно показывает, что Китай стремительно замещает Россию как ведущего торгового партнера республики.

Сергей Константинов, 22.08.2014

http://www.ca-news.org/news:1121315/